Что такое игра и зачем она нужна ребенку?
Игра – это вид деятельности, в котором происходит развитие личности ребенка (эмоций, интеллекта, сферы общения, воображения, внимания и памяти). В возрасте от 3 до 7 лет она занимает ведущее значение в развитии ребенка. По мере взросления, значение игры также ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Ребенок в игре может реализовать себя как личность, учится общаться, проявлять себя, он имеет возможность отреагировать стрессовые для него ситуации, отдохнуть и снять психические перегрузки, реализовать задачи возраста.
Очень просто! Она увлекает, поглощает, приносит радость и удовольствие, создает особое пространство, в котором можно прожить другие роли и всегда есть желание играть еще и еще.
Зачем семье игра, что она дает родителям?
Игра позволяет развить семейные отношения, передать опыт и семейные традиции, познать друг друга, развить эмоции, воображение. Она сближает, в ней возникает чувство совместности, партнерства. Игра пробуждает во взрослом состояние ребенка, что способствует куражу, легкости общения, креативности. Также, как и для ребенка, игра дает взрослому человеку возможность отдохнуть, придает даже простым и привычным действиям яркость и привлекательность. Родитель, который умеет и любит играть – это безусловный кумир для ребенка. Это человек, задающий и создающий атмосферу в семье. Он обучает, делится опытом, бережно относится к чувствам детей, радуется успехам и поддерживает в проигрыше.
Когда и где можно играть?
При любой возможности: дома, во дворе, в поездке или походе, по дороге в магазин, когда готовите на кухне или делаете уборку и пр., и пр. Важно, чтобы игра вносила легкость в отношения, чтобы она стала частью жизни, объединяла. Ведь на нее не обязательно специально выделять время. Ее можно просто впустить в свою жизнь!
Например, вы пришли с работы совсем без сил и очень хотите отдохнуть. Прекрасно! Поиграйте в игру «Медведь (медведица) и медвежата». Для этого надо медведю удобно устроиться в берлоге (на диване или ковре), а детки, как настоящие медвежата пусть поползают по своему большому и надежному родителю или свернутся рядышком калачиком и пару минут тихонько «посопят». Полежите, отдохните, обнимите своих медвежат, повозитесь с ними, приласкайте их.
А потом можно всем пойти на кухню готовить ужин. И это становится не просто кухня, а волшебное кафе
«Полянка» (придумайте свое название), где есть официант или шеф-повар. Для этого используйте специальные атрибуты, создающие атмосферность: поварской колпак, фартук, бейджи «официант Ксюша» или «шеф-повар Илюша». Приготовьте вкусное блюдо, сервируйте стол, создайте вместе с ребенком событие «Ужин для нас любимых». Сделайте это традицией.
Или идете вы из школы и хотите задать ребенку привычные вопросы про то, как день прошел. Сделайте это весело! Спросите: «Что хорошего сегодня было на букву «У»? Варианты ответов могут быть разные и неожиданные: «успешно ответил урок», «улетел в буфет», «ускакал от учителя». А потом обсудите - чего было больше «умаялся» или «ухайдокался»?
Придумывая или выбирая игру, обязательно учитывайте возраст ребенка, его интересы и этап развития игровой деятельности.
Что делать, если родителю кажется, что играть – это трудно?
Да, так бывает… Причины разные. Кто-то имеет негативный игровой опыт, кто-то не знает, когда и в какие игры играть с малышом, а кто-то просто не поймет, как найти подход к ребенку, потерял связь.
Начните с малого: просто опуститесь на ковер рядом с ребенком и понаблюдайте что и как он делает, не навязывайте свои инструкции и советы, а просто смотрите. Постарайтесь уловить потребности ребенка, что ему интересно. Выделяйте для совместной игры пусть немного времени, минут 10-15, главное - регулярно, чтобы ваши игровые сеансы вошли в привычку.
Вы можете обратиться к опыту своих родителей и прародителей, вспомнить себя ребенком, свои любимые игры.
Также, вы можете получить необходимые знания по педагогике и психологии игры и взаимодействию с ребенком из книг, журналов или Интернета. А можете обратиться к специалисту за консультацией или пройти тренинг, направленный на формирование родительских компетенций. Как говорится, только было бы желание.
Джордж Бернард Шоу говорил: «Мы не потому перестаем играть, что постарели, - мы стареем, потому что перестаем играть».
Зачем вообще надо играть с детьми?
Стюард Браун (клинический исследователь, психиатр) провел исследование на мышах: первую группу лишили возможности играть, а вторая группа развивалась как обычно, мышки играли. Далее мышей напугали кошачьим запахом. Сначала обе группы забились в угол. Затем, мышки из второй группы вылезли, отправились осторожно исследовать территорию, обнюхивать углы. Мыши из первой группы – остались сидеть в углу.
Дорогие родители, давайте играть со своими детьми, чтобы они сохраняли способность к исследованию мира, развитию, гибкости и адаптации поведения! Чтобы у детей было чувство включенности в семью и принадлежности к своему роду!
Автор: Елена Руновская, кандидат психологических наук, член НП «Региональная Ассоциация психологов-консультантов»
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, представленного Фондом президентских грантов.